Методика ADOS
ADOS — это систематический и стандартизированный метод идентификации людей с расстройствами аутистического спектра. Это диагностирующее наблюдение для оценки коммуникации, социальной интеракции, игр и воображения у людей всех возрастных групп.
Этот процесс предполагает проведение прямых наблюдений в контролируемых условиях. Только квалифицированные специалисты могут администрировать диагностический скрининг ADOS.
ADOS основан на стандартных видах действий, которые позволяют наблюдать за поведенческими признаками, определяющими аутизм, на разных уровнях развития и на разных возрастных порогах. В процессе наблюдения используются заранее подготовленные социальные ситуации, в которых могут проявиться различные аутистические характеристики.
Во время исследования обычный ребенок ведет себя «обычным» образом, ребенок с аутизмом — иначе. После проведения наблюдения проводится подсчет, какого поведения было больше — обычного, или «аутичного». По результатам подсчета выводится заключение.
При этом фиксируются данные по таким параметрам:
- Речь и коммуникация
- количество слов, предложений, интонация, эхолалии (повторении слов);
- попытки привлечь внимание;
- стереотипные слова или предложения;
- диалог;
- указывание пальцем;
- жесты.
- Социальное взаимодействие
- взгляд в глаза;
- реакция на имя;
- выражение лица;
- совместные действия;
- качество социальной инициативы;
- взаимность.
- Игры — функциональные, символические и включающие воображение
- разнообразна ли игра ребенка, ее качество;
- есть ли игра «понарошку»;
- качество воображения.
- Стереотипное поведение и ограниченные области интереса
- сенсорные ощущения;
- самостимуляция;
- повторяющиеся действия;
- агрессия и самоагрессия.
Методика ADOS включает в себя четыре модуля, для применения каждого из которых требуется от 35 до 40 минут. Обычно специалист предлагает человеку только один модуль, в зависимости от его уровня экспрессивной речи и хронологического возраста.
Модуль I - применяется к тем детям, которые не используют фразовую речь постоянно. Для выполнения модуля необходимо двигаться по комнате.
Модуль II - применяется к тем детям, которые используют фразовую речь, но не говорят свободно. Для выполнения модуля необходимо двигаться по комнате.
Модуль III - применяется, к свободно говорящим детям. Метод требует по большей части бесед, которые проводятся за столом без присутствия родителей.
Модуль IV - применяется, к свободно говорящим подросткам и взрослым. Метод требует по большей части бесед, которые проводятся за столом без присутствия родителей.
Единственная группа лиц с расстройствами аутистического спектра, по отношению к которой не может быть применена методика ADOS — это неговорящие подростки и взрослые.
При необходимости прохождения углубленной диагностики с применением методики ADOS, рекомендуем обратиться в:
- ГБУЗ НО «Консультативно-диагностического центр по охране психического здоровья детей и подростков», г. Нижний Новгород, ул. Семашко, д. 37, тел. 8(831)233-10-51
- ФГБОУ «Приволжский исследовательский медицинский университет», г. Нижний Новгород, ул. Семашко д. 22 тел. 8 (831) 422-13-94.